Рейтинги агентства EdNet

Куда поступать в этом году? Вам поможет рейтинг вузов Кыргызстана (интервью)

 
 

Агентство EdNet составило первый национальный рейтинг высших учебных заведений Кыргызстана. Заместитель министра образования Расул Абазбек уулу рассказал, как проходило это исследование.

 
 

- Расул Абазбекович, это ведь первое подобное исследование качества вузов?

- Да. Это первое общенациональное исследование и первый такой рейтинг высших образовательных организаций. В Кыргызстане раньше не было своего национального рейтинга. В этой связи в прошлом году Минобразования объявило конкурс на отбор исследовательских агентств для составления такого рейтинга. Было отобрано агентство EdNet. Мы подписали меморандум, где говорилось, что министерство не будет вмешиваться в данное исследование.

Проделана огромная работа. Так как это первое подобное исследование, то агентство разработало ряд документов, ведь необходимо было обеспечить нормативно-правовую базу. Были разработаны положение о национальном рейтинге, методология исследования, инструкция по его проведению. Также была создана комиссия, в которую вошли депутаты Жогорку Кенеша, эксперты, представители министерства, СМИ и других сторон. Таким образом была обеспечена объективность при проведении исследования.

- По каким критериям оценивали вузы?

- Университеты оценивали по шести критериям: академическая репутация, оценка работодателей, качество преподавания, индекс цитирования, количество преподавателей из-за рубежа, количество иностранных студентов.

Думаю, родителям и абитуриентам будет полезно изучить этот рейтинг при выборе места для поступления.

- Сколько университетов участвовали в исследовании?

- Участие в исследовании было добровольным, в рейтинге представлены 27 вузов. Мы всегда говорим, что не надо бояться участия в рейтингах, потому что, прежде всего, рейтинги помогают самим университетам. В нашей стране есть некая боязнь участия в такого рода исследованиях, боязнь показывать свое внутреннее содержание, даже если оно имеет огромный потенциал.

Вот такой менталитет у нас, к сожалению, сложился, что мы не хотим показывать свои возможности, хотим, чтобы нас не трогали. На самом деле это не очень правильно.

- Почему раньше не проводились такие исследования, не составлялись такие национальные рейтинги? Ведь если говорить о развитии рынка образования, то стоит начать с его изучения: какие вузы сильные, каким нужно подтянуться...

- По всему миру очень много рейтингов, но основными из них считаются три-четыре. Рейтинги вузов Европы составляют агентства THE и QS, США - U.S.News, Азии - шанхайский рейтинг Times. Вузы Кыргызстана могут быть в различных международных рейтингах. Например, КРСУ вошел в рейтинг QS World University Rankings 2025.

При разработке национального рейтинга мы стремились к тому, чтобы он был синхронным с рейтингом QS.

- Почему именно эта система?

- Например, шанхайский рейтинг Times предъявляет требования, которые мы пока не осилим. Для участия в этом рейтинге в наших университетах должны работать ученые, получившие Нобелевскую премию.

В рейтинге QS World University Rankings уже представлены вузы Казахстана, Узбекистана. В этом году в этот рейтинг вошли три наших университета: Кыргызский государственный технический университет им. И. Раззакова, Кыргызско-Российский Славянский университет и Кыргызско-турецкий университет "Манас". Но пока эти вузы не попадают в топ-250 или топ-500. Это значит, что нам нужно усилить работу в этом направлении и двигаться синхронно с методологией QS, поэтому и данная система была взята за основу.

- Был ли опрос среди студентов? Ведь кому, как не им, знать о том, какая ситуация внутри учебного заведения?

- Согласно международной практике, в таких исследованиях студенты не опрашиваются. Прежде всего важно качество вуза. При опросе студентов может быть определенный фактор влияния, ведь это все-таки альма-матер. Опрашиваются работодатели, а они как раз таки являются бывшими студентами вузов.

- Как выглядит этот рейтинг? Кто занял первые строчки?

- На первом месте расположилась КГМА, на втором - университет "Ала-Тоо", на третьем - КГТУ им. Раззакова, далее идут ОшГУ, КРСУ, КНУ, Кыргызский аграрный университет им. Скрябина, КГУ им. Арабаева и другие университеты. Всего 27 вузов.

- В рейтинге нет таких передовых университетов, как АУЦА, "Манас"...

- Они отказались участвовать в данном рейтинге. Я же говорю, что участие было добровольным.

- Как они объяснили свое решения?

- Я уже сказал, что все-таки существует некая боязнь.

Они думают, что, не участвуя в рейтингах, смогут таким образом скрыть свои недостатки, а это в корне неправильно.

Мы думаем, что участие в рейтингах очень важно и это поможет увидеть свои слабые стороны и подтянуть их.

Другие вузы отказывались, так как они были специализированные. Например, военный институт. Кто-то отказался, так как они недавно открылись и посчитали, что им пока рано участвовать в исследовании.

- Изучалась ли коррупционная составляющая?

- Вопрос о коррупции в лоб не задавался, но во всех критериях оценки ситуация с коррупцией прослеживается.

Например, критерий "академическая репутация" составляет 30% от общей оценки, критерий "оценка работодателей" формирует 20% общей оценки. Оценки 1 000 человек говорят о представлении об уровне коррупции в этих вузах. Поэтому незримо оценки коррупции в исследовании присутствуют, но главная цель рейтинга заключается не в том, чтобы сказать, что этот вуз коррумпированный или некоррумпированный, а изучить его сильные и слабые стороны,

- О чем говорят результаты исследования?

- Во-первых, не все так плохо. Почему? Мы проводили оценку по международным стандартам, и, как оказалось, у нас есть достижения. В вузах есть иностранные преподаватели, профессора. Например, КРСУ. Это, в свою очередь, поднимает индекс цитирования кыргызстанских вузов. Есть университеты, которые привлекают достаточно много иностранных студентов. Это говорит о том, что международное сотрудничество налаживается.

Хотя, должен отметить, рейтинг выявил проблемы, над которыми вузам нужно поработать. Например, вузы недостаточно хорошо изучили вопрос публикации в научных журналах, метрических базах для выхода на международный уровень. Есть журналы, которые за деньги могут разместить работу, но это недобросовестные организации, или, как их еще называют, хищнические журналы, поэтому публикации в таких журналах не учитываются при составлении рейтинга по международным стандартам. При этом есть исследования, которые имеют большое значение, но университеты еще не научились выводить их на международный уровень.

Другой момент - вузам не хватает желания или навыков в привлечении профессоров из-за рубежа.

Со слов работодателей, университеты не налаживают с ними связь, не работают с ассоциациями и различными профессиональными союзами.

Думаю, вузы должны обратить внимание на важность сотрудничества с потенциальными работодателями.

- Два года назад пять вузов получили особый статус. Что это дало? Можно ли говорить о первых результатах?

- Реорганизация создает для вузов большие возможности для развития. Но на самом деле один-два года - это не тот срок для того, чтобы говорить об эффекте, хотя промежуточные результаты уже есть.

Всем пяти университетам мы дали свободу в трех ипостасях. Это финансовая свобода. Уже три университета нарастили свой бюджет до 1 млрд сомов. Два университета объединились - это Юридическая академия и Национальный университет, и там уже есть подвижки. В первую очередь это улучшение образовательной инфраструктуры. Второй момент - у этих пяти вузов есть академическая свобода и они могут разрабатывать свои стандарты. Вузы укрепляют научно-исследовательскую, производственную базу. Например, недавно при Кыргызском аграрном университете открылась фабрика по производству семян.

Резюмируя ответ, хочу отметить, что большие вузы - это большие возможности.

Даже аккумуляция профессорско-преподавательского состава дает многое. Например, в фильме "Оппенгеймер" есть момент, где все ученые-физики собираются в Принстонском университете и дискутируют. Так и в нашей стране большие университеты должны быть центром притяжения для передовых ученых, ведь в такой среде ученые соперничают друг с другом и делают открытия. Когда этой среды нет, то и развития образовательного сектора не будет. Через определенное время мы можем наблюдать, как университеты постепенно превращаются в большие центры науки, инновации производства.

 
Со всеми материалами можете познокомиться на сайте:  https://rating.kg/