Национальный рейтинг образования

Куда поступать в этом году? Вам поможет рейтинг вузов Кыргызстана (интервью)

Куда поступать в этом году? Вам поможет рейтинг вузов Кыргызстана (интервью)

Все самое интересное вTelegram
 
 

Агентство EdNet составило первый национальный рейтинг высших учебных заведений Кыргызстана. Заместитель министра образования Расул Абазбек уулу рассказал, как проходило это исследование.

 

- Расул Абазбекович, это ведь первое подобное исследование качества вузов?

- Да. Это первое общенациональное исследование и первый такой рейтинг высших образовательных организаций. В Кыргызстане раньше не было своего национального рейтинга. В этой связи в прошлом году Минобразования объявило конкурс на отбор исследовательских агентств для составления такого рейтинга. Было отобрано агентство EdNet. Мы подписали меморандум, где говорилось, что министерство не будет вмешиваться в данное исследование.

Проделана огромная работа. Так как это первое подобное исследование, то агентство разработало ряд документов, ведь необходимо было обеспечить нормативно-правовую базу. Были разработаны положение о национальном рейтинге, методология исследования, инструкция по его проведению. Также была создана комиссия, в которую вошли депутаты Жогорку Кенеша, эксперты, представители министерства, СМИ и других сторон. Таким образом была обеспечена объективность при проведении исследования.

- По каким критериям оценивали вузы?

- Университеты оценивали по шести критериям: академическая репутация, оценка работодателей, качество преподавания, индекс цитирования, количество преподавателей из-за рубежа, количество иностранных студентов.

Думаю, родителям и абитуриентам будет полезно изучить этот рейтинг при выборе места для поступления.

- Сколько университетов участвовали в исследовании?

- Участие в исследовании было добровольным, в рейтинге представлены 27 вузов. Мы всегда говорим, что не надо бояться участия в рейтингах, потому что, прежде всего, рейтинги помогают самим университетам. В нашей стране есть некая боязнь участия в такого рода исследованиях, боязнь показывать свое внутреннее содержание, даже если оно имеет огромный потенциал.

Вот такой менталитет у нас, к сожалению, сложился, что мы не хотим показывать свои возможности, хотим, чтобы нас не трогали. На самом деле это не очень правильно.

- Почему раньше не проводились такие исследования, не составлялись такие национальные рейтинги? Ведь если говорить о развитии рынка образования, то стоит начать с его изучения: какие вузы сильные, каким нужно подтянуться...

- По всему миру очень много рейтингов, но основными из них считаются три-четыре. Рейтинги вузов Европы составляют агентства THE и QS, США - U.S.News, Азии - шанхайский рейтинг Times. Вузы Кыргызстана могут быть в различных международных рейтингах. Например, КРСУ вошел в рейтинг QS World University Rankings 2025.

При разработке национального рейтинга мы стремились к тому, чтобы он был синхронным с рейтингом QS.

- Почему именно эта система?

- Например, шанхайский рейтинг Times предъявляет требования, которые мы пока не осилим. Для участия в этом рейтинге в наших университетах должны работать ученые, получившие Нобелевскую премию.

В рейтинге QS World University Rankings уже представлены вузы Казахстана, Узбекистана. В этом году в этот рейтинг вошли три наших университета: Кыргызский государственный технический университет им. И. Раззакова, Кыргызско-Российский Славянский университет и Кыргызско-турецкий университет "Манас". Но пока эти вузы не попадают в топ-250 или топ-500. Это значит, что нам нужно усилить работу в этом направлении и двигаться синхронно с методологией QS, поэтому и данная система была взята за основу.

- Был ли опрос среди студентов? Ведь кому, как не им, знать о том, какая ситуация внутри учебного заведения?

- Согласно международной практике, в таких исследованиях студенты не опрашиваются. Прежде всего важно качество вуза. При опросе студентов может быть определенный фактор влияния, ведь это все-таки альма-матер. Опрашиваются работодатели, а они как раз таки являются бывшими студентами вузов.

- Как выглядит этот рейтинг? Кто занял первые строчки?

- На первом месте расположилась КГМА, на втором - университет "Ала-Тоо", на третьем - КГТУ им. Раззакова, далее идут ОшГУ, КРСУ, КНУ, Кыргызский аграрный университет им. Скрябина, КГУ им. Арабаева и другие университеты. Всего 27 вузов.

- В рейтинге нет таких передовых университетов, как АУЦА, "Манас"...

- Они отказались участвовать в данном рейтинге. Я же говорю, что участие было добровольным.

- Как они объяснили свое решения?

- Я уже сказал, что все-таки существует некая боязнь.

Они думают, что, не участвуя в рейтингах, смогут таким образом скрыть свои недостатки, а это в корне неправильно.

Мы думаем, что участие в рейтингах очень важно и это поможет увидеть свои слабые стороны и подтянуть их.

Другие вузы отказывались, так как они были специализированные. Например, военный институт. Кто-то отказался, так как они недавно открылись и посчитали, что им пока рано участвовать в исследовании.

- Изучалась ли коррупционная составляющая?

- Вопрос о коррупции в лоб не задавался, но во всех критериях оценки ситуация с коррупцией прослеживается.

Например, критерий "академическая репутация" составляет 30% от общей оценки, критерий "оценка работодателей" формирует 20% общей оценки. Оценки 1 000 человек говорят о представлении об уровне коррупции в этих вузах. Поэтому незримо оценки коррупции в исследовании присутствуют, но главная цель рейтинга заключается не в том, чтобы сказать, что этот вуз коррумпированный или некоррумпированный, а изучить его сильные и слабые стороны,

- О чем говорят результаты исследования?

- Во-первых, не все так плохо. Почему? Мы проводили оценку по международным стандартам, и, как оказалось, у нас есть достижения. В вузах есть иностранные преподаватели, профессора. Например, КРСУ. Это, в свою очередь, поднимает индекс цитирования кыргызстанских вузов. Есть университеты, которые привлекают достаточно много иностранных студентов. Это говорит о том, что международное сотрудничество налаживается.

Хотя, должен отметить, рейтинг выявил проблемы, над которыми вузам нужно поработать. Например, вузы недостаточно хорошо изучили вопрос публикации в научных журналах, метрических базах для выхода на международный уровень. Есть журналы, которые за деньги могут разместить работу, но это недобросовестные организации, или, как их еще называют, хищнические журналы, поэтому публикации в таких журналах не учитываются при составлении рейтинга по международным стандартам. При этом есть исследования, которые имеют большое значение, но университеты еще не научились выводить их на международный уровень.

Другой момент - вузам не хватает желания или навыков в привлечении профессоров из-за рубежа.

Со слов работодателей, университеты не налаживают с ними связь, не работают с ассоциациями и различными профессиональными союзами.

Думаю, вузы должны обратить внимание на важность сотрудничества с потенциальными работодателями.

- Два года назад пять вузов получили особый статус. Что это дало? Можно ли говорить о первых результатах?

- Реорганизация создает для вузов большие возможности для развития. Но на самом деле один-два года - это не тот срок для того, чтобы говорить об эффекте, хотя промежуточные результаты уже есть.

Всем пяти университетам мы дали свободу в трех ипостасях. Это финансовая свобода. Уже три университета нарастили свой бюджет до 1 млрд сомов. Два университета объединились - это Юридическая академия и Национальный университет, и там уже есть подвижки. В первую очередь это улучшение образовательной инфраструктуры. Второй момент - у этих пяти вузов есть академическая свобода и они могут разрабатывать свои стандарты. Вузы укрепляют научно-исследовательскую, производственную базу. Например, недавно при Кыргызском аграрном университете открылась фабрика по производству семян.

Резюмируя ответ, хочу отметить, что большие вузы - это большие возможности.

Даже аккумуляция профессорско-преподавательского состава дает многое. Например, в фильме "Оппенгеймер" есть момент, где все ученые-физики собираются в Принстонском университете и дискутируют. Так и в нашей стране большие университеты должны быть центром притяжения для передовых ученых, ведь в такой среде ученые соперничают друг с другом и делают открытия. Когда этой среды нет, то и развития образовательного сектора не будет. Через определенное время мы можем наблюдать, как университеты постепенно превращаются в большие центры науки, инновации производства.

Реформы в образовании(153 статьи)
В этом году аттестаты будут отличаться от документов прошлых лет (видео)
7 Июня 2024, 20:50
Директоров детсадов, проработавших более пяти лет, освободят от должности
3 Июня 2024, 15:21
"Раньше восьми". Кабмин приготовился ввести новое время начала уроков в школах Бишкека
28 Мая 2024, 13:22
Со всеми материалами можете познокомиться на сайте:  https://rating.kg/